Горячие линии: по вопросам грудного вскармливания 8-919-284-56-30
8-960-622-32-198-910-227-51-77

Статьи → Воспитание до рождения: теоретические размышления ↓

Воспитание до рождения: теоретические размышления
Категория:Новости
   В условиях, когда социальная ситуация в ряде регионов ставит выживание и здоровье на первое место в числе задач защиты интересов детей, исследования в области пренатального воспитания могут показаться преждевременными. 
 
   Вместе с тем, пренатальной медицине и пренатальной педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением. Известно также, что позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания. Эмоциональные и интеллектуальные потребности нерожденного ребенка в этот период гораздо более примитивны, чем у новорожденного, но они есть. Ему необходимо, чтобы о нем думали и говорили, иначе, как отмечает автор книги « Тайная жизнь нерожденного ребенка « Томас Верни, «его дух, а часто и тело начинают слабеть». Тишина и хаос, в котором оказывается нерожденный ребенок, когда мать страдает психическим заболеванием и осмысленное общение с ней невозможно, оставляет глубокий след в его психике. 

   Достоверные исследования показывают, что проблески сознания появляются у ребенка именно со второй половины беременности. Сильный стресс на третьем или четвертом месяце беременности будет иметь скорее последствия для нервной системы, мозг ребенка еще недостаточно зрел, чтобы перевести информацию, поступающую от матери, в эмоцию. Эмоция включает в себя не только ощущения, но и придание смысла этому ощущению. К шестому месяцу беременности (к 25-й неделе) он способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность будущего ребенка начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери.
 
   Характер связи между эмоцией матери и судьбой будущего ребенка столь сложен, что даже простая типологизация эмоционального содержания ожидания ребенка и, тем более, изучение внутренней структуры и динамики этого феномена, требуют основательного и длительного изучения, которое ориентировано на будущее и может быть начато уже сейчас. 

   Известно, что некоторые эмоции беременной, такие как уверенность, независимость, успех, ответственность, укрепляют общую для матери и внутриутробного ребенка приспособительную систему, другие — вина, тревога, страх, подавленность, чувство беспомощности — угнетают развитие младенца как впрямую (на относительно поздних сроках), так и косвенно (через конденсацию опыта родов у младенца, выношенного и рожденного такой матерью).
 
   Понятие «сгущение опыта» появилось в работах американского психолога Станислава Грофа, который, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставленные в психике человека родовым процессом. С точки зрения С.Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц». В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение опасности для жизни. Вторая фаза, совпадающая с первой клинической стадией родов, — это время, когда « существование кажется лишенным смысла», происходит концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и безысходности. Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения, ярости, сопротивления. Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время рождения опыт избегания или сопротивления будет действовать в новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению — с опытом внутриутробной жизни; похожие ситуации оживляют, сгущают этот опыт.
 
   Таким образом, девочка, прожившая эмоционально неблагополучную внутриутробную жизнь, накопит во время рождения и в раннем детстве опыт, который будет оказывать влияние на течение беременности и родов, когда она сама станет матерью. Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами. Вопросы о возможности разорвать замкнутый круг не могут быть безразличны специалистам в самых различных областях — педагогам, психологам, медикам. Единая концепция пренатального воспитания пока не создана именно в силу растянутости предмета по разным сферам практики.
 
   На наш взгляд, именно эмоциональные аспекты беременности могут стать предметом коррекционного и развивающего воздействия. Именно поэтому в пренатальное воспитание (воспитание до рождения) должны быть вовлечены не только родители, медики, энтузиасты-практики, но и педагоги и психологи.
 
   Вопрос о происхождении различных материнских эмоций и их роли в истории становления связей и отношений между будущей матерью и нерожденным младенцем неизбежно вовлекает в сферу внимания исследователя тех людей, в связях и отношениях с которыми будущая мать находится, а также основания и последствия включения в эту сферу специалиста по пренатальному воспитанию.
 
   Мы оставляем в стороне культурологические аспекты беременности. В данной статье речь идет о современной городской женщине, в течение ряда поколений доверяющей свою беременность медицине.
 
   Опыт « воспитанной беспомощности» внутриутробного младенца закрепляется благодаря существующей системе ведения беременной в медицинском учреждении. У современной будущей матери нет возможности доверить эмоциональные аспекты своей беременности медицине (государственной или частной), поскольку эмоциональная жизнь беременной игнорируется этой сферой и может заинтересовать только психиатрию, если изменения эмоциональной жизни беременной квалифицируются как патологические. Как и психиатрическая, пренатальная педагогическая практика с помощью специальных процедур добивается позитивных эмоциональных переживаний будущей матери, не заботясь об источнике и судьбе эмоций отрицательных. 

   И медицинские специалисты, и пренатальные наставники разного рода тщательно следят за тем, чтобы в процессе занятий или лечебного воздействия, у будущих матерей не возникало отрицательных эмоций ни по отношению к ситуации, теме, ни главное! — к ведущему. Получается, что обе сферы — и медицинская, и развивающаяся в последнее десятилетие пренатальная педагогика (самоназвания: духовное акушерство, пренатальное воспитание) поддерживают эмоциональное отождествление матери и внутриутробного младенца (мне хорошо = ему хорошо) через отношение этой пары с третьим лицом.
 
   Позитивно окрашенная пренатальная среда возникает во-первых, за счет, отождествления матери с ребенком, во-вторых, благодаря ведущему, который создает и поддерживает эмоции положительного спектра — от заинтересованности и любопытства до экстатического восторга.
 
   Итак, позитивная эмоциональная среда приравнивается к развивающей. Какова тогда роль «дополнительных» факторов положительной среды: отождествления матери с ребенком, особого рода отношений с пренатальным наставником, самого набора положительных эмоций, который представляется необходимым для будущего ребенка?
 
   Чтобы подойти к проблеме соотношения эмоционального содержания ожидания ребенка и его развития как человека, мы рассматриваем человеческую беременность не только как вынашивание плода, но как процесс становления специфической детско-взрослой общности — системы взаимоотношений, связывающих ребенка с матерью, а через нее — с культурным сообществом людей — и, вместе с тем, процесс возникновения предпосылок внутреннего мира ребенка как представителя рода человеческого.
 
   Исследуя развитие пренатальной общности как психологический феномен, мы обнаружили, что оно подчиняется общей закономерности становления детско-взрослых общностей, для которых характерно чередование стабильных и критических периодов с преобладанием процессов отождествления над обособлением либо наоборот. Были выявлены и концептуализированы в нормативной модели этапы развития пренатальной общности, в которой становлению эмоциональной близости, единства (отождествлению) между будущей матерью и внутриутробным младенцем предшествует зачастую нелегкое расставание ( обособление) с символическим значимым объектом материнского прошлого, который мог возникнуть как перед самым зачатием, так и в раннем детстве женщины.
 
   Символический значимый объект — рабочее определение, обозначающее человека, на которого направлены чувства будущей матери; от действий, чувств и слов этого человека, по убеждению этой женщины, зависит ее эмоциональное благополучие либо неблагополучие.
 
   Чувствами по поводу символического объекта наполнен пренатальный период. Чем более далек по времени символический объект, тем больший вес имеет в эмоциональной жизни беременной соматический компонент — ощущения боли, тяжести, телесного дискомфорта, поэтому выявить символический объект довольно непросто. Символический объект, возникший в более старшем возрасте, скорее проявится в эмоциональной окраске отношений с другими людьми. В ком бы ни воплощался символический объект, он проявляет себя в эмоции или в комплексе эмоций.
 
   Как показывают исследования, в первом триместре беременности, ранний опыт эмоциональных отношений оживляется и усиливается, воспроизводясь в соматических симптомах, эмоциональных расстройствах, нарушениях межличностных отношений, в поисках ответов на вопросы о смысле жизни, о своем назначении и т.п.
 
   Источники отрицательных эмоций различаются, вследствие чего простые действия окружения — успокоить, не обращать внимания, развлекать, исполнять все желания — зачастую оказываются неэффективными. Можно говорить о настоящем кризисе беременности, точная диагностика которого затрудняется по двум причинам: во-первых, кризис беременности нельзя отождествить с возрастным, во-вторых, обыденное и естественно-научное сознание продолжает считать его явлением сугубо биологическим.
Изучение пренатальной общности становится возможным, если она включает в себя позицию «третьего «, находясь в которой, можно различить две других — матери и младенца. Вошедший в пренатальную общность «третий», должен быть достаточно зрел, чтобы осознать те чувства, которые будущая мать «заставляет» его испытывать. Осознавая их, он может понять, какой символический объект привязанности в данный момент он олицетворяет для матери, а, осознав, не повести себя ожидаемым образом (удовлетворяя потребность или отказываясь ей потворствовать), но поднять, насколько это возможно, уровень материнской рефлексии. Именно идентификация с «третьим» позволяет будущей матери наблюдать собственную эмоциональную жизнь как бы «со стороны». Так происходит обособление эмоциональной жизни будущей матери от той эмоциональной среды, в которой развивается внутриутробный ребенок.
 
   Итак, «третий» — это не человек, это позиция в пренатальной общности, которая появляется после того, как будущая мать освободится от связи с символическим объектом. Пренатальный наставник вне зависимости от своей специальности (педагог, медик, психолог) создает эту позицию там, где она отсутствует.
 
   Успешное эмоциональное обособление будущей матери от символического объекта с помощью зрелых механизмов саморегуляции или при построении таковых в контакте с пренатальным наставником создает основу для взаимодействия с нерожденным ребенком, порождают интерес к этому общению как к таковому, самоценному для матери, а не подчиненному иным мотивам.
 
   Очевидно, что для участия в пренатальном воспитании требуется, как минимум согласие самой будущей матери, иначе говоря, она должна разделять норму, согласно которой эмоциональное состояние беременной должно нести благо будущему ребенку. 
 
 
Юлия Шмурак
Институт педагогических инноваций РАО
 

Архив Новостей
На главную | Вверх