Категория:Новости
Перинатальная психология относительно молодая наука. Термин «Перинатальная психология» получил своё распространение около 30 лет назад, ("рeri-« (греч.) - “расположение вокруг", "natus" (лат.)- «рождение»).
С точки зрения официальной медицины перинатальный период – это период жизни с 28-й недели внутриутробной жизни плода, по 7-е сутки жизни новорожденного. Под перинатальными процессами целесообразнее понимать всё, происходящее вокруг рождения, связанное с ним.
Такое понимание позволяет инициировать в рамках перинатальной психологии не только изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных процессов, происходящих в системах "мать-дитя", "семья, ожидающая рождения ребёнка", "семья новорожденного». По мнению проф. Добрякова И.В., предметом перинатальной психологии и психотерапии является развитие психики от зачатия до окончания диадических отношений (до трех лет).
Объектом исследования при Перинатальной психологии является взаимоотношение матери и её ребенка в пренатальный, натальный и постнатальный периоды жизни. Американский психотерапевт Д. Виннекот считал, что не существует такого отдельного понятия как мать и дитя, а «есть целое – диада мать –дитя».
В перинатальной психологии исследуют эти диадные взаимоотношения, их развитие, особенности перехода и завершения диадных взаимоотношений, до перехода их в триаду. В терминах психоанализах можно сказать, что это доэдипальные взаимоотношения. В учебнике «Перинатальная психология» И.В. Добрякова, вводится термин перинатальная психотерапия, который шире и включает и психологию (диагностику ) и терапию (психотерапию). Соответственно на первом этапе необходимо четко определить состояние диадных отношений (психодиагностика), а затем перейти ко второй стадии перинатальной психологии определив адекватный метод коррекции и лечения этих особых диадных отношений матери и дитя. Нарушенные диадные отношения «мать и дитя» частично компенсирует перинатальный психолог. Поэтому перинатальному психологу часто требуется супервизия для того, чтобы не быть триангулированным (глубоко втянутым) в эти диадные отношения.
В связи с тем, что перинатальная психология как наука, достаточно молодая, а так же находиться на междисциплинарном пространстве, в ней существует большая вероятность формирования разнообразных мифов. Мифы чаще всего встречаются в связи с однобоким взглядом на различные проблемы, с которыми сталкивается диада «мать и дитя» на всех периодах своего развития.
Соответственно можно выделить: 1. Пренатальные мифы. 2. Натальные мифы. 3. Постнатальные мифы. a. ранние (до 7 дней); b. переходные ( от 7 дней до 3-х месяцев); c. до 1 года; d. зрелые (переход диады в триаду) 3 года.
Рассмотрим один из наиболее распространенных мифов, характеризующий ранние нарушения в диаде мать и дитя.
Миф 1. «Ребенок отказывается от груди (грудного вскармливания) по собственному желанию (решению) и миф №2. «Молоко ушло само (пропало), поэтому и перешли на искусственное вскармливание в 1,5-3 месяца».
Данные два мифа хорошо характеризует пример из моей практики. «Ко мне на прием пришла молодая женщина 32 года Оля К. с жалобами на диатез у ребенка, беспокойство, плохой сон, явления множественной пищевой непереносимости. Из анамнеза: дочке Кате3. 5 мес., второй ребенок, с 2-х месяцев находится на искусственном вскармливании. На вопрос, почему искусственное вскармливание, получила ответ, что в 2 месяца стало мало молока и потом она само исчезло, тем более, что ребенок самостоятельно отказался от груди. При определении причины отказа от грудного вскармливания со стороны матери и ребенка выяснили из условий жизни: беременность вторая, желанная, «но когда Кате исполнилось 7 дней мама Оля уже вышла на работу» , со слов Оли, «сбегала в роддом , родила и опять на работу». Работа носит выездной характер, заключает страховые договора. Оставила ребенка на бабушку, приезжая только кормить ребенка все реже и реже. Бабушка стала докармливать ребенка искусственными молочными смесями. Со временем количество молока стало снижаться, пока не исчезло совсем. По совету подруг стала пить лактогонные чаи и другие средства, видя в этом лишь физиологическую причину, и не видя психологическую составляющую".
Если анализировать данную ситуацию с позиции нарушений диадных отношений, ребенок от 0 до 3-х месяцев ощущает себя единым целым с мамой. Видя редко маму, ребенок находился в постоянном стрессе, много спал и мало ел. Нерегулярное грудное вскармливание привело к нарушению ритмичности выработки пролактина. Произошли нарушения тонкой нейрофизиологической регуляции, результатом которого стало снижение, а потом и исчезновение грудного молока. Вместо того, чтобы поддерживать гармоничные отношения в диаде «мать и ребенок» за счет налаженного грудного вскармливания и тесного психологического и телесного контакта «кожа к коже», была выбрана тактика отстраненности и введения заменителей. Ребенок пытался разговаривать с матерью «языком тела» реагируя психосоматических в виде кожных высыпаний и диспепсических явлений. Физиологически и психологически, система «мать и дитя» не была готова к внесению искусственных заменителей, результатом чего явился диатез у ребенка и отсутствие молока у матери.
Для восстановления разрушенных отношений в диаде «мать и дитя», с помощью метода рационально-когнитивной психотерапии, Ольге была показана психосоматическая составляющая отношений со своим ребенком. Проанализировав отношения с ребенком, был рекомендован постоянный тесный контакт с ребенком, отказ от искусственных заменителей мамы в виде сосок, пустышек и молочной смеси, восстановление утраченной эмоциональной связи с ребенком, ношение на руках (холдинг), пение колыбельных песен, разговор, контакт кожа к коже, совместный ночной сон. Данные рекомендации позволили восстановить и усилить материнскую доминанту. Совместными усилиями матери и ребенка, грудное вскармливание было восстановлено. Таким образом, идентификация мифа, анализ и выработка адекватных действий в диаде «мать и дитя» привели к восстановлению полноценных эмоциональных и телесных отношений в системе. Существующая, хоть и небольшая, система государственной поддержки материнства в виде оплачиваемого отпуска до 1,5 лет направлена на демифологизацию сознания населения. По данным ВОЗ в 2002 г. было выработано положение о рекомендации сохранении грудного вскармливания до 6 месяцев без введения искусственного прикорма, а в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 2 октября 2009 г. № 808н «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи», при выписке родильницы лечащим врачом даются разъяснения о пользе и рекомендуемой продолжительности грудного вскармливания (от 6 месяцев до 2 лет с момента рождения ребенка).
Неженцева Виктория Викторовна - врач, перинатальный психотерапевт, психиатр, действительный член ППЛ.
Источник: www.supervis.ru Архив Новостей На главную | Вверх |
-
- О проекте
- Зачем беременным нужна психология?
- Йога для беременных
- Курс "Счастливые роды"
- Курс "Счастливый малыш"
- Факультатив "Беременный папа"
- Факультатив Партнерские роды
- Семинар по диете будущей мамы
- Консультация психолога
- Творческие мастерские
- Программа восстановления после родов "Здоровая мама"
- Неделя грудного вскармливания-2019